Приготовление доступа земельного участка может не вызвать трудностей, если территория расположена на одной высоте с улицей и не имеет водосточных систем. Однако даже в этом случае, подготовка основания должна быть выполнена в правильной последовательности.
Тип дорожного покрытия зависит от ожидаемой нагрузки и предпочтений владельца.
Гравийное покрытие
Простейший способ — временный заезд с гравием. И если условия позволяют, то он может быть использован для устройства постоянной дороги. При ровном рельефе достаточно засыпать гравий в подготовленную ложе без установки бордюров.
Работы производятся в следующем порядке:
- Маркировку производят с помощью колышка и шнурка.
- Вскапывают котлован на глубину 20-30 см (в зависимости от почвы).
- Выравнивают и уплотняют дно котлована.
- Насыпают гравий слоями: сначала крупной и средней фракций (слой 15-25 см), затем мелкой (около 5 см). Грубая фракция принимает и распределяет нагрузку, мелкий гравий необходим для устранения неровностей и обеспечения устойчивости всего покрытия. Каждый слой выравнивается и уплотняется.
Примечание. Иногда можно встретить советы по засыпке щебня на песок и гравий. В этом случае песок утрамбовывается до тех пор, пока щебень не зафиксируется. Для этих целяй лучше использовать карьерный песок, он меньше скользит. Также можно использовать не гранит, а вторичный известняк или щебень (что тоже дешевле).
Гравиевый заезд можно оставить постоянным, но тогда рекомендуется установить бордюры, чтобы предотвратить размывание почвы.
Заезд с твердым покрытием
На ровной местности подготовка заезда с твердым покрытием более сложная, чем в предыдущем варианте:
- ширина желоба на 0,5 м больше ширины покрытия;
- после уплотнения дна рекомендуется уложить геомембрану (для предотвращения прорастания растений и разрушения дорожной корки);
- при выборе глубины котлована учитывается толщина дорожного покрытия (за вычетом высоты над уровнем земли).
В качестве твердого покрытия чаще всего используются следующие материалы:
- щебень;
- монолитный железобетон;
- дорожные плиты;
- брусчатка.
Заезд с покрытием из щебня
Для щебня при подготовке дорожного грунта котлован профилируется так, чтобы образовать небольшой уклон от оси к обочинам.
Затем подготовьте основание для покрытия:
- Насыпают слой песка толщиной до 10 см, разравнивают по нижнему профилю, поливают и уплотняют.
- Устанавливают бордюры на бетонную подушку марки М200. Закрепляют цементным раствором.
- Насыпают щебень крупной и средней фракции. Толщина слоя 20-25 см, он уплотняется, образуя профиль дороги.
- Верхний слой обрабатывается вяжущим (битумом).
- Заливают первый слой щебня. Выравнивают, утрамбовывают до закрытия щебня основания.
- Поверхность первого слоя заливают горячим битумом.
- Заливают второй выравнивающий слой. Уплотняют вальцом. Толщина выравнивающего слоя не менее 3 см.
Общая толщина асфальтового покрытия: не менее 6 см для легковых автомобилей и не менее 8 см для автомобилей весом более 2 тонн (большие внедорожники, микроавтобусы и грузовики).
Заезд из монолитного железобетона
В отличие от предыдущего варианта дорожный канал устраивается без уклона от оси к обочинам. Затем работы выполняются в следующем порядке:
- Насыпают песок, разравнивают, поливают и уплотняют.
- Закладывается слой щебня средней фракции. Толщина слоя 10-15 см. Выравнивают.
- Насыпают слой мелкого щебня. Толщина слоя до 5 см, но когда крупная фракция расклинивается, большая часть материала будет использоваться для заполнения пустот. Утрамбовывают.
- Устанавливают опалубку.
- Укрепляют жестче.
- Заливают бетон, уплотняют и оставляют до достижения прочности (примерно 2-3 дня при нормальных условиях).
- Снимают опалубку.
- Устанавливают бордюры.
- Обрабатывают бетонную поверхность. Периодически поливают до достижения прочности (в обычных условиях общая продолжительность составляет 4 недели).
Выбор схемы армирования и толщины бетона
Основная сложность при устройстве монолитного железобетонного дорожного покрытия — выбор схемы армирования, толщины плиты и качества бетона. Если все было сделано правильно, требуется расчет с учетом нагрузок. Но обычно они делают это проще, выбирая один из двух способов:
- «Они делают это как сосед»;
- повторить готовые решения, в которых все это просчитано и учтено.
Первый способ не всегда работает. Обычная практика сводится к тому, что 10-сантиметровый слой бетона армируют сеткой 200х200 мм, используя стержень диаметром 8-10 см. В качестве платформы или подъездной дороги для автомобиля этого достаточно, но тяжелые автомобили могут проезжать бетон во время движения.
Более надежный вариант — «скопировать» конструкцию дорожной плиты, которая подробно описана в нормативных документах.
Учитывая более легкие условия эксплуатации, можно упростить эту конструкцию.
Самый простой вариант копирования — уличная табличка 1П18-15-10. Он имеет следующие особенности:
- рассчитан на нагрузку до 10 тонн;
- в бетоне В30 (М400);
- толщина 160 мм;
- используются две сварные сетки из брони класса АIII диаметром 10 мм (продольные стержни) и 8 мм (поперечины);
- размер ячейки ячейки 310х240 мм;
- сетки в каркасе соединяются арматурой класса AI диаметром 10 мм.
- межосевое расстояние между сетками — 55 мм;
- расстояние от бетонной поверхности до арматуры — 50 мм.
Первое, что можно упростить — это заменитьБетонный класс можно заменить на более легкий. Для обеспечения доступа к площадке достаточно использовать бетон класса В22,5 или марки М300 (поясним: такой же вид цемента используется в дополнительных дорожных плитах).
Второе упрощение — замена продольных стержней сетки на арматуру того же класса, но диаметром 8 мм. Уменьшение класса прочности бетона и частичное облегчение арматурного каркаса приведут к снижению расчетной нагрузки, но не более чем в два раза. Кроме того, учитывая, что в данном случае сетки завязаны, а не сварены, такая плита выдержит автомобиль общим весом не менее 5 тонн.
Можно ли разбавить бетон и армировать сеткой? В общем, это осуществимо, если уменьшить размер ячейки до 200×200 мм и увеличить диаметр стержня до 12 мм (или лучше использовать предварительно напряженную арматуру).
Однако учитывая расстояние от арматуры до бетонной поверхности (5 см) и диаметры двух стержней сетки (2,5 см), толщина плиты составит 12,5 см, то есть увеличение будет незначительным. При этом необходимо учитывать, что прочность на изгиб одной сетки меньше, чем у каркаса из двух сеток, даже если удельный вес арматуры равен общей массе железобетона.
Расширительные швы
Монолитные участки, дороги и дорожки должны иметь расширительные швы.
У дорожных плит таких швов не предусмотрено (с одинаковыми измерениями), но в земляном полотне они образуются естественным образом.
Обычно компенсационные элементы объединяют с технологическими, а интервалы между ними принимают одинаковыми размерами предложенных насосов. Поэтому на этапе монтажа опалубки и настройки арматурного каркаса на швах укладывают пластины. Имеются в виду:
- необходимость находиться на уровне дорожного покрытия с учетом создания наклона для стока воды (такие же планки используются как фары);
- ширину в пределах 15-20 мм;
- высоту не менее 4 см (толщина бетона 16 см);
- на расстоянии не больше 4 м (в 25 раз больше толщины бетона).
Поверхность плиты необходимо покрыть не позднее, чем через четыре часа после заливки (для избежания обезвоживания бетона).
Через две недели плита раскрывается, пластины снимаются с бетона, и на их место заливается битумная мастика с содержанием около 20% объема минеральных заполнителей (песок и просеянная крошка).
Укрепление поверхности
Сырой бетон «пыльный» (не устойчив к износу). Самый простой метод — проглаживание (протирка поверхности бетона). Сухая протирка производится непосредственно после заливки бетона, а мокрая — через две недели.
Еще один способ укрепить поверхность — топпинг (втирание в смесь с добавками, увеличивающими стойкость к износу). Всего используется три вида добавок: кварцевые, корундовые и металлизированные. Чаще всего применяется посыпка из кварцевого песка. Его прочности достаточно, чтобы выдерживать средние нагрузки, и стоимость сырья самая низкая.
Технология укрепления поверхности следующая:
- Когда образуется бетонное молоко на поверхности, вылейте первую порцию укрывной смеси (приблизительно 2/3);
- Распределите смесь равномерно по всей поверхности;
- Когда смесь впитает влагу, начнется шлифовка, во время которой поверхность несколько раз увлажняют водой;
- После получения ровной гладкой поверхности нанесите оставшуюся 1/3 сухой кровельной смеси.
- Поверхность снова уровняется и разглаживается, и когда она достигнет первоначальной твердости, начинается затирка швов.
Въезд из брусчатки
Существует несколько схем укладки плит для въезда транспорта. В любом случае дорожные плиты должны иметь высоту 70-80 мм. Самая надежная схема включает подготовку бетона в качестве одного из базовых слоев.
Технология покрытия пола выглядит следующим образом:
- Из утрамбованного грунта формируют дорожный желоб. Производят откосы.
- Насыпают слой среднезернистого песка толщиной от 20 до 40 см (в зависимости от природы почвы и ожидаемых нагрузок).
- Заливают слой толстого бетона В7,5 (М100). Толщина слоя 15-20 см.
- Устанавливают бордюры.
- Укладывают стяжку из цементно-песчаной смеси толщиной не менее 5 см.
- Брусчатку укладывают на стяжку, соблюдая промежутки между отдельными элементами, предусмотренные производителем.
- Обрабатывают швы сухой смесью песка и бетона. Соотношение компонентов смеси: 6: 1 для цемента М500 или 5: 1 для цемента М400.
Въезд из дорожных плит
Сначала определяется тип плит и нужное количество для устройства входа на строительную площадку. Также могут применяться плиты, прочности которых, как правило, вполне достаточно, чтобы выдерживать нагрузки от въезжающих на площадку автомобилей.
Затем разрабатывается проект и в соответствии с ним выполняется разметка и подготовка дорожного канала.
Процесс укладки плит выглядит следующим образом:
- Насыпают щебень средней и мелкой фракции слоем 10-15 см, утрамбовывают и ровняют.
- Заполняют карьерный песок. Выравнивают, увлажняют, проверяют ровность поверхности. При необходимости добавляют и утрамбовывают песок до тех пор, пока пространство под трехметровой рейкой в любой точке не станет меньше 1 см.
- При помощи крана плиты укладываются друг на друга или с небольшим зазором. В последнем случае помещения заполняются песком или смесью песка и бетона.
Въезд через канаву
залить желоб по участку невозможно, а для обустройства входа через него на дно канавы укладывают трубу такого диаметра, чтобы обеспечить беспрепятственный отвод наносов. Существуют несколько способов это сделать. Самый простой способ имеет следующий порядок действий:
- Очистите и углубите дно. Налейте небольшой слой щебня средней фракции.
- Укрепите ров у входа геотекстилем.
- Укладите объемную георешетку, засыпьте ее щебнем так, чтобы он слегка поднимался над общим уровнем дна.
- Установите трубу. Для проезда легковых автомобилей в «облегченном» варианте можно выбрать двухслойную гофрированную трубу с наружным канализационным подключением ПЭ СН6 D315. Для проезда более тяжелой техники подойдет самотечная железобетонная труба, например Т 40,50 или ТБ 40,50. Воронка направлена для стока воды, а затем устанавливается решетка для сбора крупных мусора.
- Слой щебня средней фракции заполняется на уровне с дном желоба на ровном участке входного патрубка.
- Для крепления слоя щебня на проходе по трубе и на откосах насыпи укладывается дополнительная объемная георешетка.
- Щебень укладывается и утрамбовывается как дорожное покрытие по всей длине подъезда.
Эти типы труб имеют длину 6 м и 5 м. Ширина дороги IV категории составляет 3 м и с учетом уклона насыпи или ширины бетонного забора трубы меньшей длины не подойдут.
Более сложный вариант — установка ограждений с проходом из трубы вдоль границ проезда через ров. Такие заборы изготавливаются из монолитного железобетона или камня и должны подниматься на поверхности твердого дорожного покрытия на высоту не ниже высоты бордюра (10 см).
Какое покрытие вы считаете лучшим для гонки? Гравий 27,54% Из дорожных плит 28,81% Из асфальтовой крошки 8,05% Из монолитного железобетона 27,97% Собственная версия 7,63% Голосующих: 236