Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений

При строительстве деревянных пешеходных мостиков и набережных всегда обеспечивается безопасный и удобный доступ к воде для людей. С появлением новых технологий, основанных на использовании современных строительных материалов, способы возведения таких сооружений на воде также меняются. Теперь можно выбрать, создать ли деревянную пристань на свайном фундаменте, которая прослужит несколько лет, или построить понтонную конструкцию для временного использования за пару дней. При выборе конструкции набережной и способа ее возведения учитываются особенности грунта в береговой зоне водоема, рельеф берега, скорость течения реки, а также нагрузки, возникающие весной из-за талого льда. Размеры конструкции зависят от ее предназначения и степени использования.

Набережные и причалы могут использоваться для купания, загорания, швартовки небольших судов (гребных и моторных лодок, катамаранов, гидроциклов), романтического отдыха на воде в беседках, установленных на деревянной платформе.

Участок берега водоема, оборудованный специальными устройствами для швартовки малых судов, а также их стоянки, ремонта и обслуживания, называется набережной. С точки зрения инженерного устройства эти сооружения подразделяются на следующие типы:

  • набережные стены, устроенные вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонная набережная, основанная на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальной тары;
  • швартовка на деревянных или металлических сваях, ввинченных или вбитых в дно резервуара;
  • пирс — причал, расположенный перпендикулярно береговой линии водоема.

Планировка пешеходных дорожек и деревянных пирсов: варианты структурного решения

Использование устройств для спуска к водоему путем возведения набережных и причалов улучшает аттракционность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

Возведение набережных на свайном основании

В русских деревнях, расположенных на берегах быстрых рек, можно увидеть деревянные пристани для рыбацких лодок, построенные на свайных фундаментах. Ранее в качестве свай использовались лиственные породы. В большинстве случаев использовались бревна из лиственницы, дуба или ольхи. На данный момент предпочтение отдается металлическим сваям, которые можно забивать и завинчивать. Эти виды свай отличаются друг от друга по конструкции, а также по способу установки.

Вариант №1 – забивные сваи

Забивные сваи изготавливаются в виде стальных труб, оборудованных заостренным наконечником. Эти сваи забивают в землю молотками (свайне-бойными машинами). Такой способ монтажа может негативно сказаться на состоянии металла. Сваю можно «забивать» и даже закручивать в спираль. При такой деформации металла свая не достигнет твердого грунтового слоя, и, следовательно, не сможет быть полноценной опорой для строящейся набережной. Не всегда имеется возможность привлечения специализированных бригад на строительную площадку набережной. Поэтому при возведении свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Вариант №2 – винтовые сваи

Винтовые сваи, аналогично забивным, делаются из металлической трубы. Рядом с ее нижним коническим концом приваривается лопасть определенной формы, а на другом конце имеется головка для крепления основания будущего пирса. Благодаря этой шурупной лопасти свая легко ввинчивается в нижний грунт без значительных физических усилий. При плавном вращении винтовая свая равномерно проникает в грунт. Риск деформации стенок трубы минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 метров, и при необходимости трубу можно удлинить или, наоборот, обрезать.

Планировка пешеходных дорожек и деревянных пирсов: различные варианты структурного решения

Установка сложной деревянной набережной зимой значительно упрощает работу. По льду легко добраться до любой стройплощадки.

Чем больше нагрузка должна выдерживать свая, тем больше должен быть ее диаметр. Также важна толщина стенок сваи.

Способы монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай и подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Рассчитайте минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал решетки не поднимется. Длину свай выбирают в зависимости от типа грунта и глубины его промерзания на участке.

После ввинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее стенки заливается бетон (марка М300 и выше). Этот прием повышает несущую способность опорного элемента. При устройстве свайного фундамента зимой в бетонный раствор добавляют специальные добавки. Кстати, сваи для пирса предпочтительно ставить зимой. На льду работать гораздо удобнее и экономичнее, чем на воде. Если грунт имеет различную структуру, то сваи устанавливаются на разной глубине и затем выравниваются до определенного уровня.

Сиреневые многолетники, которые красивы, компактны и не будут вытеснять другие растения
Почему при покупке саженцев не следует верить на слово продавцам и как определить возраст растения по 3 признакам
Рассада томатов становится фиолетовой или белесой: почему изменился цвет и как спасти растения

Планировка пешеходных дорожек и деревянных пирсов: различные варианты структурного решения

Схематическое изображение деревянного пирса, возведенного на основе свай. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, в процессе которого можно узнать глубину твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоцелевого использования. Их можно установить и в случае необходимости разобрать конструкцию, а затем открутить. Однако не рекомендуется заливать стенку сваи бетоном. Винтовые сваи могут прослужить десятки лет, особенно если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это означает, что набережная, установленная на свайном фундаменте, способна долго служить.

Отдельные сваи объединяются в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их основаниям. Иногда в качестве звена используется балка. Все сварные швы необходимо обработать специальным составом на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Это покрытие защищает швы от коррозии во влажной среде.

Свайный фундамент нельзя устанавливать на скальном грунте. В данном случае рассматриваются другие варианты строительства набережных и пирсов.

В качестве материалов, используемых для устройства покрытий на столбах и балках, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангираи, массарандуба, мербау). Каждая из этих дорогих пород древесины имеет свой уникальный цвет и особую фактуру. Стоимость строительства можно снизить за счет использования современных материалов из древесины и полимеров, на основе которых изготавливают специализированные доски для террас и пирсов. Такие материалы идеально подходят для возведения наземных конструкций, например:

  • не подвергаются процессу разрушения и гниению под воздействием воды и атмосферных осадков;
  • не поддаются деформации, поскольку не высыхают, не разбухают, не гнутся и не коробятся (в отличие от многих пород натурального дерева);
  • способны выдерживать значительные перепады температур и ультрафиолетовое излучение без утраты декоративных качеств;
  • обладают высокой устойчивостью к износу;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • обладают нескользкой рифленой поверхностью, обеспечивающей безопасное передвижение по пирсу во время или после дождя.

Полимерные террасные доски, используемые для установки настиловна колонны и колонны, не требуют в защите лаками и маслами, что значительно облегчает уход за их поверхностью.

Планировка пешеходных дорожек и деревянных причалов: варианты конструктивного решения

Монтаж деревянных настилов на прочном каркасе, закрепленном на свайном фундаменте. Обработка досок защитными средствами, предохраняющими их от преждевременного износа

Установка деревянных полов осуществляется с использованием технологии скрытого крепления. После завершения готовой укладки устанавливаются поручни, спуски в воду, а также устройства для обслуживания маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для создания небольшого причала понтонного типа понадобится деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для крепления. Квадратный каркас конструкции собирается из бруса сечением 100 на 50 мм по краю. Длина стороны квадрата 2,5 метра. Каркас усиливается по углам дополнительными деревянными брусками. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Планировка пешеходных дорожек и деревянных причалов: варианты конструктивного решения

Конструкция, созданная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего доступ к складу

Плавучесть причала обеспечивают четыре 200-литровые бочки, ранее использовавшиеся для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичны. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносится герметик или силикон, предотвращающий попадание воды в емкости. Для лучшего крепления бочек к конструкции рамы используются дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые крепятся к основной раме с помощью металлических уголков. В этих брусках просверливаются отверстия, через которые протягиваются веревки для надежного крепления стволов, расположенных по обеим сторонам рамы, параллельно друг другу.

Планировка пешеходных дорожек и деревянных причалов: варианты конструктивного решения

Готовая к использованию перевернутая рама переносится на танк без пола, что увеличит ее вес в несколько раз

Затем деревянная рама прямоугольной формы переворачивается, а бочки располагаются внизу конструкции. В таком положении конструкция устанавливается в водоем у берега. Для его крепления используется анкерная система. Также можно привязать конструкцию к ввернутой в землю свае на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и залитому бетоном. На последнем этапе к каркасу прибивается строганный дощатый пол. Также строится небольшой мост, открывающий доступ к пристани с берега водохранилища.

Планировка пешеходных дорожек и деревянных причалов: варианты конструктивного решения

Окончательный вид понтонного причала, использовавшегося летом. С приходом холодов надводную конструкцию разбирают и убирают на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Колонны создаются из грузовых шин, отслуживших свой срок. Для этого резиновые шины привязывают друг к другу прочными тросами или веревками. Затем соединенные шины скатывают в воду и помещают на дно резервуара. Импровизированные шесты должны торчать из воды. Устойчивость колонн в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, брошенных внутрь покрышек. Затем на сооруженные колонны устанавливаются деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Владелец участка с видом на реку или озеро может самостоятельно построить несложные наземные конструкции. Причалы, простирающиеся на несколько метров от берега к водохранилищу, должны строиться компаниями, имеющими грамотных специалистов и профессиональное оборудование. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив для выполнения работ сомнительные фирмы, то можно «потерять» надводную конструкцию. Он просто уплывает от берега.

Была ли эта статья полезна?
Да
Нет
раз уже
помогла
Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных